Внутренний мир новосибирских свалок

Дата: 19 декабря 2013 г.

Свалки ― больная тема для жителей многих российских городов. Вот что рассказывают сотрудники и «гости» одного из типичных мусорных полигонов Новосибирска. Наверняка, многие узнают в этом рассказе проблему своего города.

Начало и конец рабочего дня ― понятия здесь условные. Мусор привозят круглосуточно. Водители работают посменно, часто выходит по 12 часов. Зато можно «накатать» 1 000 рублей за день. В один мусоровоз входят 20 контейнеров мусора — тех квадратных баков, которые стоят в каждом дворе. О праздниках, понятное дело, надо забыть. Ведь мусора становится в такие дни только больше. Приходится работать и в новогоднюю ночь, и в День города особенно.

В Новосибирске существует 4 полигона ТБО. Во многих российских городах вывозом мусора занимаются такие предприятия, как «Спецавтохозяйство». Есть оно и в Новосибирске. Предприятие существует с советских времен. Однако в последнее время стали появляться и частные мусороуборочные компании. Но что-то идет не так в попытках российских бизнесменов поставить переработку отходов на коммерческие рельсы. Видимо, из-за незнания какого-то секрета все они никак не могут вырваться из убыточного состояния. Вот и новосибирский мусороперерабатывающий завод на Гусинобродской свалке уже сменил трех владельцев, а прибыли все нет. Среди коммерсантов оказалось даже местное «Спецавтохозяйство», но, получив 17 миллионов убытков за год, оставило эту затею.

Гусинобродский полигон существует уже более 50 лет. 40 тонн отходов прошло за это время через его землю в буквальном смысле этого слова. Директор «Спецавтохозяйства» строго следит за соблюдением и своевременным выполнением всех норм рекультивации почвы. Поэтому полигон действует так долго. И прослужит еще лет 10. По словам директора, ресурс у Гусинобродской свалки еще 5 миллионов кубометров. Не каждый российский регион может похвастаться таким длительным сроком использования полигона ТБО.

На свалке своя жизнь. Что удивительно, бомжи приносят здесь огромную пользу. Во-первых, за каждым закреплен свой участок. Во-вторых, они ловко научились сортировать мусор и нередко находят в нем «удивительные вещи»: от драгоценностей до неопознанных трупов. Бывает даже, помогают отыскать пропавшие ценности или документы. Конечно, полиция время от времени проводит рейды: бездомных отлавливают, переписывают, слегка отмывают, а потом выпускают обратно. Для статистики нужно, говорят полицейские. Но не на камеру признаются, что эти люди здесь здорово помогают поддерживать порядок.

Однако, не только потрепанных до неузнаваемости жизнью людей здесь можно встретить. На Гусинобродской свалке работает десятка два–три представителей разных республик бывшего СССР, которых принято называть гастарбайтерами. Молодые сильные ребята, красивые девушки ― глядя на них, не скажешь, что это малообеспеченные люди. Многие в перерывах между работой (сортировкой мусора) пользуются последними моделями дорогих смартфонов с недешевыми гаджетами. Вполне жизнерадостные люди, только лица у многих перевязаны широкими косынками: спасает немного от «мусорного аромата», да и не хотят они, чтобы их кто-то узнал из друзей и знакомых. Находятся даже такие, кто имеет в городе работу, а сюда приезжает, так сказать, «подкалымить».



Директор местного МУП «Спецавтохозяйство» говорит, что современный мусорный полигон должен быть оснащен водонепроницаемым котлованом, емкостями для слива стоков и жидкостей, системой переработки выделяемых гниющим мусором газов. А таких полигонов в России практически нет. Чья это недоработка — властей или коммерсантов, непонятно. А еще он считает, что количество мусора напрямую зависит от благосостояния народа. Чем лучше живется россиянам, тем больше мусора они производят. Руководитель предприятия утверждает, что начиная с 2007 года объемы ТБО стабилизировались. На сегодняшний день один россиянин производит примерно 2 кубических метра мусора в год.

Возврат к списку